Каждый понедельник у нас проводятся мастер-классы..

г. Алматы, ул. Богенбай батыра,
75/68, уг. ул. Калдаякова

Телефоны: + 7 727 291 47 97
+ 7 701 799 94 09

Статьи о художниках

Ночь Исхода

 Искусство непредсказуемо, поскольку в его основе лежит вневременное понимание красоты и гармонии. Но сама суть изобразительного искусства такова, чтобы облечь мысль в художественный образ, одушевить знакомый сюжет своею индивидуальностью, найдя в динамичности формы сопряжение всех настроений.

 Работы Аркадия Острицкого «Ночь Исхода», «Ревекка и Элиэзер», «Ной» посвящены центральным сюжетам ТАНАХа и входят в серию «Надежды праотцов». Авторские копии этих работ приобретены Музеем ТАНАХа в Тель-Авиве.

«Ночь Исхода» – самое крупномасштабное полотно цикла - эпическое,  развернутое, со своим ритмом повествования и характерами персонажей. В работе более сотни фигур, среди которых около тридцати портретов конкретных людей, ставших живыми типажами для создания танахических образов. «Подобный прием был весьма популярен в классической живописи, - говорит Аркадий Острицкий. - В нижней части композиции занимает весь правый угол моя семья и ваш покорный слуга, автор, тоже там. Выше располагаются, большей частью, портреты друзей и коллег. Все они в точных прическах и одеждах данной исторической эпохи, лишь с небольшим допущением в сторону обшепринятой традиции».

На полотне А.Острицкого – поток людей, семей, родов. Они движутся на север страны к месту сбора на пол-пути между районом пирамид и древней столицей Рамсеса 11, городом Пер-Рамсес (библейский Раамзес – 112, 5 км от пирамид), где был также город рабов.

 «По моему мнению, - говорит художник, - нереально собрать в городе около полутора миллиона человек (600 тысяч мужчин, не считая детей и женщин с багажом, домашними животными и скотом). Скорее всего, идущие воспользовались  одним из открытых плато, откуда и видны пирамиды в показанном на картине ракурсе».

 Примечательно, что, продумывая психологию своих танахических героев, А.Острицкий  прошел через ощущение современных событий, свидетелем которых был сам. В этой связи художник замечает: «Писать сюжетную картину об Исходе нелегко. Невольно оказываешься в кругу тем и композиционных решений уже разработанных предшественниками. Понимаю, что владею лишь кратким мгновением истории, а потому обязан найти момент, наиболее способствующий выявлению переживаний персонажей и отливке их характеров. Припоминаю смятение и эйфорию первых лет «перестройки» 80-х прошлого века в СССР, свидетелем которых был сам. И тут заработал ассоциативно-психологический механизм».

 «Ночь Исхода» А.Острицкого – работа со своими повествовательными рядами внутри общего настроения. За плечами каждого героя судьба, сюжет, который можно пересказать жанровыми вкраплениями в эпос. На переднем плане – семья. Они только что побывали у воды и сейчас возвращаются на свое место. Настроения – самые разные - от эйфории до спокойной уверенности и печали. В семье есть арфистка и художник. Чуть поодаль - верхом на осле - мужчина в состоянии глубокой задумчивости. А вот трое крепких парней толкают в гору телегу, полную полученных у египтян вещей и ценностей – сверкают украшения, кувшины, лампа, какой-то сундук, льются ткани, ну, чего здесь только нет (А.Острицкий – великолепный мастер исторической детали). Один из молодцов готов расплакаться от свалившихся на него богатств и свободы. Другой, с лукоми и стрелами за спиной, пытается скептически умерять его пыл. А третий, мрачный рыжий богатырь, с серповидным мечом за поясом, спокойно делает свою работу. Пожилой пастух счастлив. Ему удалось отыскать в бесконечной толпе отставшую от стада овцу. Юная красавица несет расписной египетский кувшин с водой. Рядом с ней спокойный, уверенный в себе мужчина. Музыканты играют и танцуют в импровизированном концерте. В центре молодая семья только что искупала своего первенца. Дети прыгают и радуются, глядя на малыша. У водоема мужчина в синей одежде с жадностью пьет воду из пригоршни. Вдали пастухи гонят стада коров и овец. А потом еще сцены и еще сюжеты, за которыми сама жизнь...

 Композиционно работа организована так, что в каком бы направлении ни двигался наш взгляд, мы неминуемо приходим или возвращаемся к Моисею и Аарону. Продолжаем вглядываться – и вновь смыкаемся с ними. В этой связи любопытно привести схему основных композиционных линий работы, но если ничего и не знать об этой схеме… При внимательном рассматривании видно, что фигуры Моисея и Аарона образуют маген давид. Символичны жест Аарона, как тень руки Моисея, а также младенец в центре, как первый, не познавший рабства. Ему будет дано ступить на Землю Обетованную.

  Моше и Аарон приветствуют всех, обращая их внимание на осветивший всю площадку огненный столп.

 Такова представленная А.Острицким фабула «Ночи Исхода», в которой иллюстративность выступает как составная часть стиля, подсказанного произведениями Рембрандта, Караваджо и других великих мастеров Возрождения.

  «Ночь Исхода» - романтическое сопряжение порывов, идущих от корней и вдруг обретших свою динамику. Легендарное повествование и самая человеческая повесть. Картина, рожденная не из ороговевших заготовок, а из художественной и жизненной правды, выплеск света, из которого на полотне рождаются герои, и старый, как мир, сюжет обретает вневременную жизнь. Такова работа, вместившая все грани творческого дарования Аркадия Острицкого.

    

Галина Подольская,

Доктор филологии,

арткритик, писатель

Аркадий Острицкий
Название работы: Елиезер и Ревекка. Автор: Аркадий ОстрицкийНазвание работы: Огонь Маккавеев или Возвращение Менора. Автор: Аркадий Острицкий
Название работы: Ной. Автор: Аркадий ОстрицкийНазвание работы: Ночь Исхода. Автор: Аркадий Острицкий