Каждый понедельник у нас проводятся мастер-классы..
г. Алматы, ул. Богенбай батыра,
75/68, уг. ул. Калдаякова
Телефоны: + 7 727 291 47 97
+ 7 701 799 94 09
Статьи о художниках
Ночь Исхода
Искусство непредсказуемо, поскольку в его основе лежит вневременное понимание красоты и гармонии. Но сама суть изобразительного искусства такова, чтобы облечь мысль в художественный образ, одушевить знакомый сюжет своею индивидуальностью, найдя в динамичности формы сопряжение всех настроений.
Работы Аркадия Острицкого «Ночь Исхода»,
«Ревекка и Элиэзер», «Ной» посвящены центральным сюжетам ТАНАХа и входят в
серию «Надежды праотцов». Авторские копии этих работ приобретены Музеем ТАНАХа
в Тель-Авиве.
«Ночь Исхода» – самое крупномасштабное полотно цикла - эпическое, развернутое, со своим ритмом повествования и
характерами персонажей. В работе более сотни фигур, среди которых около
тридцати портретов конкретных людей, ставших живыми типажами для создания
танахических образов. «Подобный прием был весьма популярен в классической
живописи, - говорит Аркадий Острицкий. - В нижней части композиции занимает
весь правый угол моя семья и ваш покорный слуга, автор, тоже там. Выше
располагаются, большей частью, портреты друзей и коллег. Все они в точных
прическах и одеждах данной исторической эпохи, лишь с небольшим допущением в
сторону обшепринятой традиции».
На полотне
А.Острицкого – поток людей, семей, родов. Они движутся на север страны к месту
сбора на пол-пути между районом пирамид и древней столицей Рамсеса 11, городом
Пер-Рамсес (библейский Раамзес – 112, 5 км от пирамид), где был также город
рабов.
«По моему мнению, - говорит художник, -
нереально собрать в городе около полутора миллиона человек (600 тысяч мужчин,
не считая детей и женщин с багажом, домашними животными и скотом). Скорее всего,
идущие воспользовались одним из открытых
плато, откуда и видны пирамиды в показанном на картине ракурсе».
Примечательно, что, продумывая психологию
своих танахических героев, А.Острицкий
прошел через ощущение современных событий, свидетелем которых был сам. В
этой связи художник замечает: «Писать сюжетную картину об Исходе нелегко.
Невольно оказываешься в кругу тем и композиционных решений уже разработанных
предшественниками. Понимаю, что владею лишь кратким мгновением истории, а
потому обязан найти момент, наиболее способствующий выявлению переживаний
персонажей и отливке их характеров. Припоминаю смятение и эйфорию первых лет
«перестройки» 80-х прошлого века в СССР, свидетелем которых был сам. И тут
заработал ассоциативно-психологический механизм».
«Ночь Исхода» А.Острицкого – работа со своими
повествовательными рядами внутри общего настроения. За плечами каждого героя
судьба, сюжет, который можно пересказать жанровыми вкраплениями в эпос. На
переднем плане – семья. Они только что побывали у воды и сейчас возвращаются на
свое место. Настроения – самые разные - от эйфории до спокойной уверенности и
печали. В семье есть арфистка и художник. Чуть поодаль - верхом на осле -
мужчина в состоянии глубокой задумчивости. А вот трое крепких парней толкают в
гору телегу, полную полученных у египтян вещей и ценностей – сверкают украшения,
кувшины, лампа, какой-то сундук, льются ткани, ну, чего здесь только нет
(А.Острицкий – великолепный мастер исторической детали). Один из молодцов готов
расплакаться от свалившихся на него богатств и свободы. Другой, с лукоми и
стрелами за спиной, пытается скептически умерять его пыл. А третий, мрачный
рыжий богатырь, с серповидным мечом за поясом, спокойно делает свою работу.
Пожилой пастух счастлив. Ему удалось отыскать в бесконечной толпе отставшую от
стада овцу. Юная красавица несет расписной египетский кувшин с водой. Рядом с
ней спокойный, уверенный в себе мужчина. Музыканты играют и танцуют в
импровизированном концерте. В центре молодая семья только что искупала своего
первенца. Дети прыгают и радуются, глядя на малыша. У водоема мужчина в синей
одежде с жадностью пьет воду из пригоршни. Вдали пастухи гонят стада коров и
овец. А потом еще сцены и еще сюжеты, за которыми сама жизнь...
Композиционно работа организована так, что в
каком бы направлении ни двигался наш взгляд, мы неминуемо приходим или
возвращаемся к Моисею и Аарону. Продолжаем вглядываться – и вновь смыкаемся с
ними. В этой связи любопытно привести схему основных композиционных линий
работы, но если ничего и не знать об этой схеме… При внимательном
рассматривании видно, что фигуры Моисея и Аарона образуют маген давид. Символичны
жест Аарона, как тень руки Моисея, а также младенец в центре, как первый, не
познавший рабства. Ему будет дано ступить на Землю Обетованную.
Моше и
Аарон приветствуют всех, обращая их внимание на осветивший всю площадку
огненный столп.
Такова представленная А.Острицким фабула «Ночи
Исхода», в которой иллюстративность выступает как составная часть стиля, подсказанного
произведениями Рембрандта, Караваджо и других великих мастеров Возрождения.
«Ночь Исхода» - романтическое сопряжение
порывов, идущих от корней и вдруг обретших свою динамику. Легендарное
повествование и самая человеческая повесть. Картина, рожденная не из
ороговевших заготовок, а из художественной и жизненной правды, выплеск света,
из которого на полотне рождаются герои, и старый, как мир, сюжет обретает
вневременную жизнь. Такова работа, вместившая все грани творческого дарования
Аркадия Острицкого.
Галина
Подольская,
Доктор
филологии,
арткритик,
писатель