Каждый понедельник у нас проводятся мастер-классы..

г. Алматы, ул. Богенбай батыра,
75/68, уг. ул. Калдаякова

Телефоны: + 7 727 291 47 97
+ 7 701 799 94 09

Статьи о художниках

Исход. Куда уходят евреи?

                                                            И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского

Библия,Исход, 3,17.

Предистория исхода такова: Иосиф ушел в Египет с тех земель, на которых он жил, потому что были неурожаи, голод. Надо было спасать семейство, род.

Прошло много лет, род Иосифа успешно размножался и стал настолько многочисленным и состоятельным, что фараон решил его не просто ограничить в правах, а извести совсем. Для начала евреев заставили делать тяжелые работы – но это не помогло, евреи продолжали размножаться и усиливаться. Опасаясь, что евреи при случае вступят в сговор с врагами и это приведет к падению Египта, фараон дал приказ умертвлять всех младенцев-мальчиков в еврейских семьях. А когда повитухи отказались под благовидным предлогом убивать новорожденных во время родов, фараон приказал жителям Египта топить мальчиков, а девочек оставлять.

Еврейский Бог увидел бедствия своего народа и решил вывести евреев из Египта. Естественно, для такого мероприятия требовался организатор. Таким человеком Бог избрал Моисея. И это несмотря на то, что Моисей был косноязычен, тяжело говорил. Господь дал ему помощника – Аарона и жезл, которым Моисей работал как дирижер симфонического оркестра – творил знамения.

«10. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, *и+ *таков был+ и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.

14. и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем;

15. ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;

16. и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет говорить твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога;

17. и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.» (гл.4)

Господь Бог явился Моисею в горящем кусте терновника. И Он повелел Моисею :

«10. Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (гл.

3).

Что это значило: выведи? Далее в книге Исход есть указание, что вышло шестьсот тысяч только мужчин. И есть еще и женщины, и дети. Если считать, что на каждого мужчину приходилась только одна женщина (а их могло быть и больше у одного мужа), что в каждой семье было по меньшей мере двое детей – сколько народу вышло из Египта? Два с половиной миллиона человек!

А сколько скота они должны были вывести? Каждая семья – минимум осел, корова или несколько коров, овцы, верблюды. Огромные стада! Эти люди должны были что-то есть и пить. А переход не был коротким: десятки километров, чтобы удалиться из египетских пределов. Шли от колодца к колодцу, от оазиса к оазису.

(Представить себе такую толпу невозможно. Допустим, что мы построили всех этих людей в колонны по 100 человек в шеренге. Разделили их на дивизии (название условное) по 100 шеренг – 10 000 человек в дивизии. Расстояние от человека до человека – полтора метра. Одна дивизия – 150 метров. Длина всей колонны – 36 километров! И это только люди! А скот, повозки? Сколько шума, сколько пыли! Сколько они должны съесть и выпить! А еду еще и готовить надо. Хотя они взяли с собой пресное тесто, его еще надо было привести в съедобный вид.

Какова скорость движения такой массы людей? Считается, что скорость пешехода – 4 километра в час. В такой массе, видимо, скорость упадет километров до 3, а может быть, и до 2 километров в час. Так если голова колонны выйдет из Египта, то хвост пройдет через египетскую границу через 18 часов. Это если народ будет идти без перерыва. А если с перерывами – то сутки. Моисей просил трое суток для выхода из Египта (5,3)).

Евреи в Египте не были неимущими. То есть, что-то из домашнего скарба у них было: какая-то посуда, одежда, скотина. Но для того, чтобы они пришли на место назначения не совсем нищими, Господь распорядился взять у египтян все, что можно:

«17. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского

21. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:

22. каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.» (гл.3)

Итак, Бог повелел Моисею явиться к фараону и убедить его отпустить евреев. Фараон заупрямился. Богу понадобились некоторые усилия для того, чтобы убедить фараона, что с ним (Богом) шутить не стоит, надо делать то, что велят. Эти усилия – десять египетских казней.

И фараон не выдержал, сдался после того, как в Египте погибли все младенцы мужского пола.

«30. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в *земле+ Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.

31. И призвал *фараон+ Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы;

32. и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня.» (гл.12)

Слова фараона «и благословите меня» надо понимать так, что евреи должны были просить у своего Господа милости для фараона.

И вот свершилось – евреи уходят!

«37. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;

38. и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.


41. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». (гл.12)

20. И двинулись *сыны Израилевы+ из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. (гл.13)»

У евреев было подозрение – и не беспочвенное, – что фараон передумает, что он захочет всех вернуть, а если не удастся – то просто перебить. Поэтому Моисей вел толпу днем и ночью. Надо отдать ему должное – он оказался хорошим организатором. Он смог провести всех до точки назначения, никто не потерялся. Но и Господь не оставлял свой народ – указывал путь:

«21. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.

22. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа.» (гл.13)

Фараон, действительно, пытался настигнуть уходящих из Египта евреев, послал им вдогонку войско. Но было поздно: евреи успели дойти до Красного моря, оно расступилось и образовался коридор, по которому вся эта масса людей пошла к свободе, на другой берег .

Когда Моисею доложили, что египтяне висят на хвосте и вот-вот настигнут колонну, он поднялся на видное место и дал сигнла всем ускорить движение. Это привело к желаемому результату: море начало закрываться после евреев, на боевых порядках египтян. Евреи уходят, а египтяне тонут. Все! Победа! Ушли!

Библейский рассказ иллюстрировался несчетное количество раз. Все его эпизоды. Это делалось и по заказу священников, и по вдохновению художников. Кого-то привлекали бедствия евреев в Египте, кого-то жизнь Моисея (воспитанник семьи фараона, убийца египетского надзирателя, беглец, вождь евреев), кого-то – переход через море. Кто-то пытался передать сам исход, изобразить толпу идущих в неизвестность людей.

Английский художник Давид Робертс (1796 – 1864) запечатлел самый начальный момент исхода: поток евреев, уходящих из города. Робертс в 1838-1840 годах был в Египте, в Палестине, в Иордании, в Ливане, зарисовывая руины. Изображенный им город – как бы реконструкция города времен фараонов. Гигантские, роскошные постройки, возведенные руками тех, кто покидает Египет.


Величайший график всех времен и народов Гюстав Доре изобразил гибель фараонцев: хаос, накрываемые волнами толпы пеших и конных воинов, нагромождение тел и волн. Последние евреи уже на горе, справа и слева вдали за горой видны колонны ушедших вперед беженцев. Те, кто последними взобрался на гору, смотрят на тонущих преследователей. А над горой – Моисей с простертыми вверх руками и сияние Господне.

Иван Константинович Айвазовский тоже нарисовал переход через море. Финал: египтяне тонут, Моисей как бы посылает им знак, что им уже не спастись, а справа – ушедшие от преследователей, свободные евреи, за которыми виден божественный столп света. Свет прорывается сквозь облака, освещая лижущие берег волны и солдат фараона, которые уже никогда не выберутся на сушу.

Современный израильский художник Аркадий Острицкий - автор картины «Ночь исхода» - говорит о своей работе:

«Я готовился к этой картине почти 20 лет. Вообще полотно такого рода начинается с исторической базы. А дальше - немножко фантазии, немножко ассоциативного ряда… В любой картине невозможно отразить реальные события. И тем более – события двух- или трехтысячелетней давности. Мне пришлось вживаться в ту атмосферу: быт, государственное устройство, династии, движение людских масс, войны… И надо было еще и представить себе весь процесс перемещения этой громадной толпы и в пространстве, и во времени.

Люди идут нескончаемым потоком, над которым поднимается пыль. Это видно на картине – как бы завеса пыли. И свет сверху! Небесное освещение – именно это определило цветовую гамму картины.

Вот есть цветовая гамма, композиция, приблизительное представление, кого и куда поставить. А как их одеть? Как причесать? Какими атрибутами их снабдить? Одежда, обувь, вооружение, прически… Масса деталей, которые зритель должен принять как реальные, настоящие: повозки, утварь, оружие, окружающая обстановка…

А что делать с лицами? Я решил следовать за мастерами Возрождения: на историческом фоне написать портреты современников. И не только родных, но и соратников по цеху, и друзей, и единомышленников.

И вот евреи уходят. Остались позади пирамиды. Толпа идет на Моисея – он в красном одеянии. За ним стоит Аарон, который внятно повторяет сказанное Моисеем. О радости свободы поют музыканты. Почти против Моисея – молодая пара с младенцем: это первый еврей, рожденный свободным, не в рабстве.

Трое здоровых парней толкают телегу. На телеге не то свое, не то взятое у египтян... Впереди бык, который тянет эту телегу. А они помогают вытолкнуть ее на гору. Тот, что в центре этой группы - счастлив до слез, что он сейчас свободен и богат. В один день. Слева от него – циник: «Успокойся, не принимай все близко к сердцу. Завтра все будет иначе.» А справа - мрачный богатырь. Этому абсолютно все равно: в тюрьме работать, в рабстве работать, на свободе работать...»

Исход завершился: Господь вывел евреев из Египта. Увел в пустыню, по которой они странствовали 40 лет, пока не дошли до заповеденной Господом земли. Но это – через 40 лет. А пока - люди идут, идут в неизвестность. Они не знают, что их ждет. Но они знают, от чего уходят – от рабства.

Борис Рохленко,

журналист

Аркадий Острицкий
Название работы: Елиезер и Ревекка. Автор: Аркадий ОстрицкийНазвание работы: Ной. Автор: Аркадий Острицкий
Название работы: Ночь Исхода. Автор: Аркадий ОстрицкийНазвание работы: Огонь Маккавеев или Возвращение Менора. Автор: Аркадий Острицкий