Каждый понедельник у нас проводятся мастер-классы..

г. Алматы, ул. Богенбай батыра,
75/68, уг. ул. Калдаякова

Телефоны: + 7 727 291 47 97
+ 7 701 799 94 09

Статьи о художниках

Паншаев Мухамет-Умар

 Паншаев Мухамет-Умар 

Мухамет-Умар Паншаев родился в 1957 году в селе Жалпак-Тобе Джамбулъской области. Окончил Государственное художественное училище им. С. А. Чуйкова в г. Фрунзе (ныне г. Бишкек, Киргизия), затем Московский Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова и аспирантуру живописи Академии художеств СССР. В 1986 году стал членом Союза худож-ников СССР. В 1991 году ему присвоено звание «Заслуженный деятелъ искусств Республики Казахстан».

Избирался депутатом районного Совета народных депутатов (1989), депутатом Таразского городского маслихата (1994). Работал директором Джамбулъской художественной школы (1989). Удостоен звания профессора изобразителъного искусства (1995), звания академика (1996) международной ассоциации «Искусство народов мира» (Москва, Россия).

Персональные выставки Паншаева прошли в Алма-Ате (1984, Казахстан), Фрунзе (1985, Киргизия), Москве (1988, Россия), Сияне (2004, КНР), Мешхеде (2007, Иран), Эр-Рияде (2008, Саудовская Аравия), Алматы (2009, Казахстан). Произведения художника находятся в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева, Государственной Третъяковской галерее (Россия), Кыргызском Националъном музее изобразителъных искусств им. Г Айтиева, Сиянском музее изобразителъных искусств, Иранском музее искусств, в частных коллекциях Казахстана и многих зарубежных стран.

Мухамет-Умар Паншаев впервые был замечен художественной критикой и признанными мастерами казахстанского искусства на молодежной выставке «Жигер» в Алма-Ате в 1983 году. В 1988 году на персональной выставке в Москве Министерство культуры СССР покупает около двадцати его живописных работ, часть из которых была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Такого внимания удостаивались не многие художники, тем более, молодые.

В марте 2009 года в Государственном музее искусств им. А. Кастеева прошла выставка Паншаева под названием «Ритмы Востока». Сюжеты большинства произведений - незамысловатые, но притягательные для автора моменты жизни, окрашенные его субъективным восприятием.

Паншаев родился и вырос в селе под Таразом. И мальчики на осликах в полуденную летнюю жару, и плавно шествующие в нарядных национальных одеждах дунганки - мотивы из счастливого и беззаботного детства. Образы таких произведений отмечены лирическими интонациями. Солнечный свет, заливающий пространство картин, создаетощущение остановки человеческого внимания, охваченного мыслью о смысле бытия. Лишь мальчик, лежащий на ослике, сквозь навалившую на него дремоту, слышит стрекот кузнечиков в полевой траве. Художник только намечает черты персонажей, не конкретизирует их. И появляются не портреты, но обобщенные образы односельчан, хорошо знакомые с детства (Дунганская невестка, Мое детство).

Последнее десятилетие Мухамет-Умар много путешествует по Востоку: Китай, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Лирические впечатления от увиденных ландшафтов нашли отражение в его живописных полотнах.

В Китае Паншаев бывал много раз. Бродил по незнакомым городам (благо знает язык), делал в блокноте быстрые зарисовки. Потом из этих набросков рождались картины, то с величественной древней архитектурой в снежной пелене, то ярко освященные летним солнцем дворики на окраине (Зимний день в Сияне, Китайский дворик), то образы величественного Турфана.

Поездки в Саудовскую Аравию и Иран впечатлили мастера внешним аскетизмом людей и богатой внутренней духовной жизнью. Магнетизируют взгляд почти средневековые городские улицы с глухими охристыми стенами домов с на-висающими крытыми балконами - и вдруг на пустынном перекрестке возникает женская фигура в мусульманском одеянии и с современной детской коляской (Окраина в Мекке). Привлекают внимание художника здание мечети с освещенными окнами в рассветной мгле (Утренний азан) и освещенные уличным фонарем золотистые стены глинобитного домика (Вечером в Мешхеде). Городские пейзажи Ирана и Саудовской Аравии в чем-то похожи. Плотно стоят друг к другу дома многомиллионных городов. Яркое южное солнце словно выбеливает воздух, мягко обволакивающий дома. Художник гармонизирует цветовые массы городского пейзажа, горячие на солнце и холодные в тени (Древний Мешхед, Полденъ в Мекке). В Объединенных Арабских Эмиратах Паншаев городскому пейзажу предпочел пустыню (Отдых в пути).

Паншаев - единственный художник Казахстана, приглашенный с произ-ведениями изобразительного искусства в Саудовскую Аравию. Помимо выставки он читал лекции по теме «0 происхождении дунган-хуэйзу», которой давно и глубоко занимается. Легенда гласит: китайский император эпохи Тан пригласил для охраны границ наемных воинов - кочевников из Аравии и Персии. Чтобы удержать смелых пришельцев, император дал им в жены китаянок. Дети от этих браков стали мусульманами, так и зародилась новая нация. Язык дунганского народа возник на основе китайского диалекта северных районов и заимствований из языков арабов, персов и тюрков. С 2001 года художник пишет серию картин, посвященную происхождению дунган. Тема задает художественное решение полотен: реалистическая прорисовка человеческих фигур, внимание к костюмам и узнаваемые китайские пейзажи.

В изображении людей художник создает яркие образы. Великолепен «Китайский дунганин», с ярко выраженной национальной характеристикой. Образы музыкантов из Саудовской Аравии (Музыкант из Эр-Рияда) или из Туркмении (Туркменский музыкант) дают нам представление не только о сегодняшних артистах, но и об их предшественниках из глубины веков. В картине «Путник» на фоне пустынного пейзажа изображен человек, лицо которого почти полностью скрыто белым головным платком. Глаза погружены в глубокую тень. За спиной путника - огромная зеленоватая плоскость степи, сиреневые хребты гор, за которыми вздымается заснеженная вершина, чей белоснежный цвет, словно символ всепоглощающей вечности и пустоты.

В творчестве Паншаева есть произведения, связанные с мусульманством. Фигуры верблюдов могут образовать арабское написание имени Аллаха (художник говорит и пишет по-арабски). В этих полотнах часто присутствует главная святыня ислама - Кааба (Свет, Миссионер). Иногда художник изображает святых людей (Великий сын Ирана имам аятолла Хамени, Аулие-Ата).

Последняя его работа посвящена юбилею Президента Республики Казахстан Н.Назарбаеву.

Художник своему ремеслу учится долгие годы. И, по его заверению, соби-рается продолжать учиться до конца жизни, экспериментировать, искать свой собственный художественный язык, адекватный его чувствам и мыслям.
Мухамет-Умар Паншаев
Название работы: Ak- Бата (частная коллекция). Автор: Мухамет-Умар ПаншаевНазвание работы: Ак-Бата (частная коллекция). Автор: Мухамет-Умар Паншаев
Название работы: Зимний день в Сияне (частная коллекция). Автор: Мухамет-Умар ПаншаевНазвание работы: Зима в Сияне (частная коллекция). Автор: Мухамет-Умар Паншаев
Название работы: Аулие-Ата (частная коллекция). Автор: Мухамет-Умар ПаншаевНазвание работы: Древний Тараз (частная коллекция). Автор: Мухамет-Умар Паншаев
Название работы: Мое детство (частная коллекция). Автор: Мухамет-Умар ПаншаевНазвание работы: Древний город. Автор: Мухамет-Умар Паншаев
Название работы: Отдых в пустыне. Автор: Мухамет-Умар ПаншаевНазвание работы: Подень в село Масанчи. Автор: Мухамет-Умар Паншаев