Райское место Анны Маргацкой
В художественной галерее “ARVEST” открылась выставка Анны Маргацкой под названием “Золотой век”.
Диапазон творческих исканий художницы достаточно широк. Она не ограничивается рамками одного вида либо жанра искусства, раз и навсегда найденной стилистической манерой. Анна любит экспериментировать, обращаясь к самым разным источникам, что неизменно расширяет ее художественные навыки, дает повод для новых размышлений. Парадокс ее творчества заключается в том, что в каждом очередном проекте она предстает в новом качестве, что, однако, не мешает ей быть всегда узнаваемой поклонниками своего творчества.
В данной экспозиции художница отталкивается от искусства иконописи, миниатюры, местами прослеживается интерес к Северному Возрождению. Это вольная свободная интерпретация теперь уже архаичного периода с привнесением собственных акцентов позволяет воспринимать произведения автора с позиции современности. С единственной разницей, что человечество и сейчас, и тогда стремилось к умиротворенности бытия в соответствии со словом в Библии о том, что все нуждаются “...в мире и покое, который превыше всего”. Вот эта “блаженная, безмятежная, счастливая пора жизни” и предстает во всей своей полноте в полотнах художницы, о чем нам остается только мечтать.
Сюжеты ее работ предельно просты и незатейливы, персонажи в них никуда не торопятся и не спешат. Свойственная нам суета здесь сменяется состоянием созерцательности и мечтательности.
Это идеальный мир, в котором всем тепло и уютно, некий идиллический рай, в котором мы, возможно, пребываем лишь краткосрочное время - в пору нашего давно ушедшего безвозвратно детства. В этом иллюзорном пространстве, лишенном привычной глубины реалистической живописи, условный золотой фон символично приближает нас к идеалам святости и торжественного предстояния перед Господом (как апелляция к древним иконам).
В способах передачи всевозможных золотых рыбок, поспевших вишен, райских яблочек и так далее присутствует наивная простота, но обусловленная осознанностью подобной трактовки автором. Использование декоративной стилизации всякий раз оправдано самим ходом построения композиции. К примеру, в “Рукодельницах” весь фон представляет собой сплошной узор в соответствии с самими занятиями мастериц. В “Уборке урожая” можно усмотреть некоторую аналогию с хохломской росписью. А в теме материнства угадывается лик мадонны Северного Возрождения. Контрастность и звучность цвета во взаимодействии с линейным рисунком органично вписываются в избранную стилистическую систему художницы.
Отдельная тема для разговора - раздел керамики в творчестве Анны Маргацкой.
Упорная во всем, что касается искусства, она постоянно изучает и использует в своем арсенале древние и современные технологии. Отсюда и разнообразие декоративных возможностей. Жгутная техника и раку ню создают совершенно непохожий друг на друга по своим пластическим и колористическим свойствам эффект художественных форм изделий.
“Золотой век” Анны - он простой и одновременно возвышенный.
Мария Жумагулова