Каждый понедельник в нашей галерее проходят мастер-классы.

г. Алматы, ул. Богенбай батыра,
75/68, уг. ул. Калдаякова

Телефон: + 7 727 291 47 97
Моб. тел.: + 7 701 799 94 09

Выставки

 

Ревекка и Элиэзер: чем их история привлекала художников?

 

«Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.» (Бытие, гл. 24, ст. 67)

 

Это конец, а вот начало: Авраам велит Элиэзеру взять 10 верблюдов и отправляться в путь. Надо у родственников взять девушку и привезти ее в жены любимому сыну Исааку.

 

Кажется: ну, что тут такого? Съездил на 10 верблюдах за тридевять земель – ну, и что? Ну, выбрал Элиэзер невесту и привез ее Исааку, и что? А художникам заказывают картины об этом на протяжении столетий.

 

Ключ к пониманию, вероятно, в том, что в 24 главе книги «Бытие» история Ревекки и Элиэзера повторяется три раза! Три раза Элиэзер рассказывает о том, какую невесту он хотел найти и как он ее узнал.

 

С поразительным постоянством художники выбирают момент встречи Элиэзера и Ревекки. Возможно, потому что здесь и Ревекка, и Элиэзер, и погонщики, и верблюды, и горожанки, пришедшие за водой, короче – есть где развернуться художественной мысли. И композицией можно поиграть, и цветом, и фактурой…

 

У кого-то Элиэзер пьет, у другого – вместе с Элиэзером пьют верблюды, у третьего

 

– Ревекка получает подарки… Время, разделяющее творения художников, - до 1000 лет, поэтому меняется и одежда персонажей, и их внешний облик, и пейзаж, и колодцы.

 

Например, в Библии нет прямого указания на возраст Элиэзера (возраст можно приблизительно подсчитать, Элиэзеру от 65 до 70 лет), и художники видят его пожилым (в большей части), но иногда его изображают как весьма симпатичного юношу. Одежда Элиэзера тоже разная: где-то он в хламиде восточного типа, а где-то – в средневековом европейском костюме (большинство художников видело верблюдов только на каких-то иллюстрациях в рукописях, а в Палестине практически никто из них не был). О восточной одежде они могли судить только по одежде арабов.

 

Это – «Ревекка и Элиэзер» Бартоломео Эстебана Мурильо. Колодец - на возвышенности, рядом – какая-то стена (может быть, городская), внизу слева – верблюды, погонщики. Тени длинные, вечереет. Возле колодца – четыре молодые женщины. У одной из них в руках ведро, из которого пьет черноволосый мужчина. Женщина отвернулась в сторону, смотрит на подруг.

 

Как бы все элементы легенды присутствуют: Элиэзер пьет, Ребекка держит ведро с водой, у колодца – горожанки, поодаль верблюды. Все есть – но нет единства действия.

 

В этой сцене Элиэзер должен опознать невестку – и на это нет ни одного намека. И нет связи между верблюдами и колодцем. 

 

  

 

  

Бартоломео Эстебан Мурильо «Ревекка и Элиэзер»

 

 

 

  

 

Это – «Ревекка и Элиэзер» Никола Пуссена.

 

Есть город, колодец, вечер, горожанки, чернобородый Элиэзер, Ревекка – и ни одного верблюда. Насколько важны верблюды – это второй вопрос. На картине прослеживается связь Элиэзера и Ревекки: он ей что-то говорит, а она благосклонно слушает. Но мало того, что Элиэзер относительно молод, он не пьет! Вся сцена воспринимается, как заигрывание незнакомого мужчины с девицей, при этом ее спутницы наблюдают за этим с большим любопытством. Нет ни намека на то, каким образом Элиэзер определил, что перед ним – невеста Исаака.


  

  

 

 

 

Это – Маратти. Колодец, вечер, горожанка, верблюд. Но Элиэзер уже напился и сделал выбор, Ревекка получает дары от Элиэзера.

 

 

 

Паоло Веронезе решил убрать лишних женщин, оставил верблюдов, город поодаль и Ревекку. Слуга Элиэзера передает Ревекке (которой уже далеко за 20) подарки свата. Нет момента выбора, момента просветления у Элиэзера, это уже в прошлом, за рамками картины.

 

На полотне Аркадия Острицкого тоже сцена у колодца. Вечереет, жара спала, самое время идти за водой. Колодец за городом, устроен так, что возле него есть поилка – место, где может пить скот. Горожанки с кувшинами, одна уже уходит. Девушка в красном одеянии наливает воду в чашу сидящего на краю колодца седобородого мужчины. Справа на переднем плане и поодаль – верблюды, погонщики, слева – кувшины и ослик. В глубине – дома, справа – горы в дымке.

 

Элиэзер (это в его чашку льется вода) еще не знает, какую из девушек надо взять в невестки Аврааму. И не знает, как он ее узнает! Но Элиэзер, как преданный раб, хочет для своего господина самого лучшего, что может вообразить. И он рассуждает:

 

«13. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду;

 

14. И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет [мне]: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», [пока не напьются,] - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом].» (Книга Бытие, глава 24).

 

(Интересная вещь: раб определяет черты характера невесты для сына своего господина! Какой должна быть эта девица? Приветливой, щедрой, трудолюбивой, выносливой. Приветливость – она должна дать напиться ему самому. Щедрость – она должна напоить верблюдов. Трудолюбие и выносливость – чтобы напоить 10 верблюдов, сколько надо вытянуть воды из колодца! Элементарный подсчет показывает – до 1300 литров!)

 

«17. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.

 

18. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.

 

19.  И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все].

 

20.  И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды], и начерпала для всех верблюдов его.»


 

 

«Ривка и Элиэзер».  Художник – Аркадий Острицкий

 

 Этот момент – ключевой: Ревекка наливает чашу Элиэзеру и Элиэзер опознает будущую жену Исаака, сына Авраама. Элиэзер поражен тем, что все признаки, которыми он наделил будущую невесту, совпадают до последнего.

 

Она необычайно красива – Элиэзер не может отвести от нее взор. Ее лицо напоминает полную луну (луноликая). Бусы из перламутра – символ ее невинности:

 

 

 

 

«16. Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж».

 

На коленях у Элиэзера – шкатулка с подарками. И не только невесте. Кстати, в Библии точно указано, сколько по весу золота Элиэзер вручил Ревекке в подарок:

 

«22. Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота» (для справки: сикль - или шекель - весил 5.6 грамма)

 

Аркадий Острицкий сумел показать приветливость, красоту, невинность Ревекки. Позиция Элиэзера дает возможность точно обозначить его связь с Ревеккой: его восторг, его выбор.

 

И несмотря на то, что на первом плане – группа верблюдов, центр картины – невеста, непорочная красавица. Ее красное одеяние рядом с бархатистой шерстью верблюдов магнитом притягивает взгляд.

 

Цветовая гамма картины как бы приглушенная. Даже ярко-красное пятно одежды Ревекки не разрушает впечатления, что уже наступили сумерки.

 

Картина выглядит статичной, все как бы застыли. Но есть два динамических элемента: текущая вода и напряженный, восхищенный взгляд Элиэзера.

 

 

 

Аркадий Острицкий показал многообразие действующих лиц и деталей библейских времен, связал местом действия и горожанок, и верблюдов, и колодец, и дары Авраама. Но самое впечатляющее – взгляд Элиэзера на Ревекку. Именно это – знамение свыше, о котором Элиэзер говорит: «и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом]».

 

Желание увидеть этот момент просветления понуждало любителей искусства заказывать этот сюжет снова и снова. А руку художников вело желание схватить этот миг и остановить его на полотне. И тысячу лет они повторяют рассказ о Ревекке и Элиэзере.

 

 

Борис Рохленко, журналист


 

                                             Исход. Куда уходят евреи?

И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского

Библия,Исход, 3,17.

Предистория исхода такова: Иосиф ушел в Египет с тех земель, на которых он жил, потому что были неурожаи, голод. Надо было спасать семейство, род.

Прошло много лет, род Иосифа успешно размножался и стал настолько многочисленным и состоятельным, что фараон решил его не просто ограничить в правах, а извести совсем. Для начала евреев заставили делать тяжелые работы – но это не помогло, евреи продолжали размножаться и усиливаться. Опасаясь, что евреи при случае вступят в сговор с врагами и это приведет к падению Египта, фараон дал приказ умертвлять всех младенцев-мальчиков в еврейских семьях. А когда повитухи отказались под благовидным предлогом убивать новорожденных во время родов, фараон приказал жителям Египта топить мальчиков, а девочек оставлять.

Еврейский Бог увидел бедствия своего народа и решил вывести евреев из Египта. Естественно, для такого мероприятия требовался организатор. Таким человеком Бог избрал Моисея. И это несмотря на то, что Моисей был косноязычен, тяжело говорил. Господь дал ему помощника – Аарона и жезл, которым Моисей работал как дирижер симфонического оркестра – творил знамения.

«10. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, *и+ *таков был+ и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.

14. и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем;

15. ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;

16. и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет говорить твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога;

17. и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.» (гл.4)

Господь Бог явился Моисею в горящем кусте терновника. И Он повелел Моисею :

«10. Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (гл.

3).

Что это значило: выведи? Далее в книге Исход есть указание, что вышло шестьсот тысяч только мужчин. И есть еще и женщины, и дети. Если считать, что на каждого мужчину приходилась только одна женщина (а их могло быть и больше у одного мужа), что в каждой семье было по меньшей мере двое детей – сколько народу вышло из Египта? Два с половиной миллиона человек!

А сколько скота они должны были вывести? Каждая семья – минимум осел, корова или несколько коров, овцы, верблюды. Огромные стада! Эти люди должны были что-то есть и пить. А переход не был коротким: десятки километров, чтобы удалиться из египетских пределов. Шли от колодца к колодцу, от оазиса к оазису.

(Представить себе такую толпу невозможно. Допустим, что мы построили всех этих людей в колонны по 100 человек в шеренге. Разделили их на дивизии (название условное) по 100 шеренг – 10 000

человек в дивизии. Расстояние от человека до человека – полтора метра. Одна дивизия – 150 метров. Длина всей колонны – 36 километров! И это только люди! А скот, повозки? Сколько шума, сколько пыли! Сколько они должны съесть и выпить! А еду еще и готовить надо. Хотя они взяли с собой пресное тесто, его еще надо было привести в съедобный вид.

Какова скорость движения такой массы людей? Считается, что скорость пешехода – 4 километра в час. В такой массе, видимо, скорость упадет километров до 3, а может быть, и до 2 километров в час. Так если голова колонны выйдет из Египта, то хвост пройдет через египетскую границу через 18 часов. Это если народ будет идти без перерыва. А если с перерывами – то сутки. Моисей просил трое суток для выхода из Египта (5,3)).

Евреи в Египте не были неимущими. То есть, что-то из домашнего скарба у них было: какая-то посуда, одежда, скотина. Но для того, чтобы они пришли на место назначения не совсем нищими, Господь распорядился взять у египтян все, что можно:

«17. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского

21. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:

22. каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.» (гл.3)

Итак, Бог повелел Моисею явиться к фараону и убедить его отпустить евреев. Фараон заупрямился. Богу понадобились некоторые усилия для того, чтобы убедить фараона, что с ним (Богом) шутить не стоит, надо делать то, что велят. Эти усилия – десять египетских казней.

И фараон не выдержал, сдался после того, как в Египте погибли все младенцы мужского пола.

«30. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в *земле+ Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.

31. И призвал *фараон+ Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы;

32. и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня.» (гл.12)

Слова фараона «и благословите меня» надо понимать так, что евреи должны были просить у своего Господа милости для фараона.

И вот свершилось – евреи уходят!

«37. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;

38. и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.


41. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». (гл.12)

20. И двинулись *сыны Израилевы+ из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни. (гл.13)»

У евреев было подозрение – и не беспочвенное, – что фараон передумает, что он захочет всех вернуть, а если не удастся – то просто перебить. Поэтому Моисей вел толпу днем и ночью. Надо отдать ему должное – он оказался хорошим организатором. Он смог провести всех до точки назначения, никто не потерялся. Но и Господь не оставлял свой народ – указывал путь:

«21. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.

22. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа.» (гл.13)

Фараон, действительно, пытался настигнуть уходящих из Египта евреев, послал им вдогонку войско. Но было поздно: евреи успели дойти до Красного моря, оно расступилось и образовался коридор, по которому вся эта масса людей пошла к свободе, на другой берег .

Когда Моисею доложили, что египтяне висят на хвосте и вот-вот настигнут колонну, он поднялся на видное место и дал сигнла всем ускорить движение. Это привело к желаемому результату: море начало закрываться после евреев, на боевых порядках египтян. Евреи уходят, а египтяне тонут. Все! Победа! Ушли!

Библейский рассказ иллюстрировался несчетное количество раз. Все его эпизоды. Это делалось и по заказу священников, и по вдохновению художников. Кого-то привлекали бедствия евреев в Египте, кого-то жизнь Моисея (воспитанник семьи фараона, убийца египетского надзирателя, беглец, вождь евреев), кого-то – переход через море. Кто-то пытался передать сам исход, изобразить толпу идущих в неизвестность людей.

Английский художник Давид Робертс (1796 – 1864) запечатлел самый начальный момент исхода: поток евреев, уходящих из города. Робертс в 1838-1840 годах был в Египте, в Палестине, в Иордании, в Ливане, зарисовывая руины. Изображенный им город – как бы реконструкция города времен фараонов. Гигантские, роскошные постройки, возведенные руками тех, кто покидает Египет.

 

Величайший график всех времен и народов Гюстав Доре изобразил гибель фараонцев: хаос, накрываемые волнами толпы пеших и конных воинов, нагромождение тел и волн. Последние евреи уже на горе, справа и слева вдали за горой видны колонны ушедших вперед беженцев. Те, кто последними взобрался на гору, смотрят на тонущих преследователей. А над горой – Моисей с простертыми вверх руками и сияние Господне.

Иван Константинович Айвазовский тоже нарисовал переход через море. Финал: египтяне тонут, Моисей как бы посылает им знак, что им уже не спастись, а справа – ушедшие от преследователей, свободные евреи, за которыми виден божественный столп света. Свет прорывается сквозь облака, освещая лижущие берег волны и солдат фараона, которые уже никогда не выберутся на сушу.

Современный израильский художник Аркадий Острицкий - автор картины «Ночь исхода» - говорит о своей работе:

«Я готовился к этой картине почти 20 лет. Вообще полотно такого рода начинается с исторической базы. А дальше - немножко фантазии, немножко ассоциативного ряда… В любой картине невозможно отразить реальные события. И тем более – события двух- или трехтысячелетней давности. Мне пришлось вживаться в ту атмосферу: быт, государственное устройство, династии, движение людских масс, войны… И надо было еще и представить себе весь процесс перемещения этой громадной толпы и в пространстве, и во времени.

Люди идут нескончаемым потоком, над которым поднимается пыль. Это видно на картине – как бы завеса пыли. И свет сверху! Небесное освещение – именно это определило цветовую гамму картины.

Вот есть цветовая гамма, композиция, приблизительное представление, кого и куда поставить. А как их одеть? Как причесать? Какими атрибутами их снабдить? Одежда, обувь, вооружение, прически… Масса деталей, которые зритель должен принять как реальные, настоящие: повозки, утварь, оружие, окружающая обстановка…

А что делать с лицами? Я решил следовать за мастерами Возрождения: на историческом фоне написать портреты современников. И не только родных, но и соратников по цеху, и друзей, и единомышленников.

И вот евреи уходят. Остались позади пирамиды. Толпа идет на Моисея – он в красном одеянии. За ним стоит Аарон, который внятно повторяет сказанное Моисеем. О радости свободы поют музыканты. Почти против Моисея – молодая пара с младенцем: это первый еврей, рожденный свободным, не в рабстве.

Трое здоровых парней толкают телегу. На телеге не то свое, не то взятое у египтян... Впереди бык, который тянет эту телегу. А они помогают вытолкнуть ее на гору. Тот, что в центре этой группы - счастлив до слез, что он сейчас свободен и богат. В один день. Слева от него – циник: «Успокойся, не принимай все близко к сердцу. Завтра все будет иначе.» А справа - мрачный богатырь. Этому абсолютно все равно: в тюрьме работать, в рабстве работать, на свободе работать...»

Исход завершился: Господь вывел евреев из Египта. Увел в пустыню, по которой они странствовали 40 лет, пока не дошли до заповеденной Господом земли. Но это – через 40 лет. А пока - люди идут, идут в неизвестность. Они не знают, что их ждет. Но они знают, от чего уходят – от рабства.

Борис Рохленко, журналист

 

                                            Ночь Исхода

 

 Искусство непредсказуемо, поскольку в его основе лежит вневременное понимание красоты и гармонии. Но сама суть изобразительного искусства такова, чтобы облечь мысль в художественный образ, одушевить знакомый сюжет своею индивидуальностью, найдя в динамичности формы сопряжение всех настроений.

 Работы Аркадия Острицкого «Ночь Исхода», «Ревекка и Элиэзер», «Ной» посвящены центральным сюжетам ТАНАХа и входят в серию «Надежды праотцов». Авторские копии этих работ приобретены Музеем ТАНАХа в Тель-Авиве.

«Ночь Исхода» – самое крупномасштабное полотно цикла - эпическое,  развернутое, со своим ритмом повествования и характерами персонажей. В работе более сотни фигур, среди которых около тридцати портретов конкретных людей, ставших живыми типажами для создания танахических образов. «Подобный прием был весьма популярен в классической живописи, - говорит Аркадий Острицкий. - В нижней части композиции занимает весь правый угол моя семья и ваш покорный слуга, автор, тоже там. Выше располагаются, большей частью, портреты друзей и коллег. Все они в точных прическах и одеждах данной исторической эпохи, лишь с небольшим допущением в сторону обшепринятой традиции».

На полотне А.Острицкого – поток людей, семей, родов. Они движутся на север страны к месту сбора на пол-пути между районом пирамид и древней столицей Рамсеса 11, городом Пер-Рамсес (библейский Раамзес – 112, 5 км от пирамид), где был также город рабов.

 «По моему мнению, - говорит художник, - нереально собрать в городе около полутора миллиона человек (600 тысяч мужчин, не считая детей и женщин с багажом, домашними животными и скотом). Скорее всего, идущие воспользовались  одним из открытых плато, откуда и видны пирамиды в показанном на картине ракурсе».

 Примечательно, что, продумывая психологию своих танахических героев, А.Острицкий  прошел через ощущение современных событий, свидетелем которых был сам. В этой связи художник замечает: «Писать сюжетную картину об Исходе нелегко. Невольно оказываешься в кругу тем и композиционных решений уже разработанных предшественниками. Понимаю, что владею лишь кратким мгновением истории, а потому обязан найти момент, наиболее способствующий выявлению переживаний персонажей и отливке их характеров. Припоминаю смятение и эйфорию первых лет «перестройки» 80-х прошлого века в СССР, свидетелем которых был сам. И тут заработал ассоциативно-психологический механизм».

 «Ночь Исхода» А.Острицкого – работа со своими повествовательными рядами внутри общего настроения. За плечами каждого героя судьба, сюжет, который можно пересказать жанровыми вкраплениями в эпос. На переднем плане – семья. Они только что побывали у воды и сейчас возвращаются на свое место. Настроения – самые разные - от эйфории до спокойной уверенности и печали. В семье есть арфистка и художник. Чуть поодаль - верхом на осле - мужчина в состоянии глубокой задумчивости. А вот трое крепких парней толкают в гору телегу, полную полученных у египтян вещей и ценностей – сверкают украшения, кувшины, лампа, какой-то сундук, льются ткани, ну, чего здесь только нет (А.Острицкий – великолепный мастер исторической детали). Один из молодцов готов расплакаться от свалившихся на него богатств и свободы. Другой, с лукоми и стрелами за спиной, пытается скептически умерять его пыл. А третий, мрачный рыжий богатырь, с серповидным мечом за поясом, спокойно делает свою работу. Пожилой пастух счастлив. Ему удалось отыскать в бесконечной толпе отставшую от стада овцу. Юная красавица несет расписной египетский кувшин с водой. Рядом с ней спокойный, уверенный в себе мужчина. Музыканты играют и танцуют в импровизированном концерте. В центре молодая семья только что искупала своего первенца. Дети прыгают и радуются, глядя на малыша. У водоема мужчина в синей одежде с жадностью пьет воду из пригоршни. Вдали пастухи гонят стада коров и овец. А потом еще сцены и еще сюжеты, за которыми сама жизнь...

 Композиционно работа организована так, что в каком бы направлении ни двигался наш взгляд, мы неминуемо приходим или возвращаемся к Моисею и Аарону. Продолжаем вглядываться – и вновь смыкаемся с ними. В этой связи любопытно привести схему основных композиционных линий работы, но если ничего и не знать об этой схеме… При внимательном рассматривании видно, что фигуры Моисея и Аарона образуют маген давид. Символичны жест Аарона, как тень руки Моисея, а также младенец в центре, как первый, не познавший рабства. Ему будет дано ступить на Землю Обетованную.

  Моше и Аарон приветствуют всех, обращая их внимание на осветивший всю площадку огненный столп.

 Такова представленная А.Острицким фабула «Ночи Исхода», в которой иллюстративность выступает как составная часть стиля, подсказанного произведениями Рембрандта, Караваджо и других великих мастеров Возрождения.

  «Ночь Исхода» - романтическое сопряжение порывов, идущих от корней и вдруг обретших свою динамику. Легендарное повествование и самая человеческая повесть. Картина, рожденная не из ороговевших заготовок, а из художественной и жизненной правды, выплеск света, из которого на полотне рождаются герои, и старый, как мир, сюжет обретает вневременную жизнь. Такова работа, вместившая все грани творческого дарования Аркадия Острицкого.

  

Галина Подольская,

Доктор филологии,

арткритик, писатель

 

 

                                          НОЙ

Изображен момент перед жертвоприношением. Ниже места действия, наклонившись на склоне, стоит огромный 150-метровый Ковчег. Ной нашел место для жертвенника. Он, в окружении зверей, прощается с голубкой, указавшей ему путь к Горам Араратским. Жены сыновей несут плоды для жертвы Б-гу. Вдали сыновья и жена Ноя выводят из Ковчега скот. В небе радуга знаменует конец Потопа. Атмосфера радостная и торжественная.

 

             ОГОНЬ МАККАВЕЕВ, или ВОЗВРАЩЕНИЕ МЕНОРЫ

Четвертая картина исторического цикла «Надежды праотцев» (год работы). Изображен момент возвращения восстановленному храму золотой Меноры. Ночь на 25 хислева 165г. до н.э. На полукруглой лестнице Женского двора собрался народ. В только что освященный храм коэны вереницей несут золотые предметы культа. На верхней площадке, в медных Воротах Никанора, отделяющих Женский Двор от Двора Израиля, стоят все пять братьев-Маккавеев (Хасмонеев). Впереди, подняв факел, в белых доспехах и белом с голубыми полосками плаще-талите – виновник торжества, Иуда Маккавей ("молот, сокрушающий врагов" - это прозвище перешло и на братьев). Освободив с повстанцами страну от власти селевкидского царя, Антиоха IV, Епифана, он провозглашает возвращение народу храма и веры в единого Бога. Слева, в голубом меиле и золоченом эфоде, в полном облачении первосвященника, брат Шимон. В его руках сосуд с маслом. За ним, в глубокой задумчивости, Йоханан. Позади Иуды, в шлеме, самоотверженный Элиазар. Там же справа – мудрый и отважный Йонатан. Народ радостно приветствует своих героев. Среди собравшихся есть воины в доспехах. Одного мы видим с факелом в руке (рядом со стенами храма еще идет война. Повстанцы выбивают греков из осажденной Акры). Тут же музыкант с тимпаном, мальчишка на плечах отца, молодая мать с младенцем и старик со спасенным и сохраненным свитком торы. Вносящие Менору, молодые коэны, счастливы и торжественны. В центре – любопытный агнец, будущая жертва...  

 

 

 

живопись
Название работы: Фазан . Автор: Владимир ИгнашевНазвание работы: Цветочница . Автор: Анна Зарницкая
Название работы: Любимые цветы. Автор: Ирина КравченкоНазвание работы: Места Марии Ивановны . Автор: Иван Бондаренко
Название работы: Алтыбакан (частная коллекция). Автор: Курмангазы АкашевНазвание работы: Зимнее утро (частная коллекция). Автор: Анара Абжанова
Название работы: Натюрморт с грушами (частная коллекция). Автор: Сергей ЛедяевНазвание работы: Деревья (частная коллекция). Автор: Владимир Щербаков
Название работы: Часы (частная коллекция). Автор: Александр АнтадзеНазвание работы: Дама в шляпе (частная коллекция). Автор: Расим Михаэли
керамика
Название работы: Ваза. Автор: Мушех АмирханянНазвание работы: Тарелка - птица. Автор: Наталья Цвырова
Название работы: Флакончики для ароматов. Автор: Наталья ЦвыроваНазвание работы: Дары (частная коллекция). Автор: Анна Маргацкая
Название работы: Роза (частная коллекция). Автор: Владимир ГригорьянНазвание работы: Трубящий ангел(частная коллекция). Автор: Анна Маргацкая
Название работы: Рождественская встреча (частная коллекция). Автор: Александр ЛьвовичНазвание работы: Плод граната (частная коллекция). Автор: Владимир Григорьян